НПП АРКТОН

Как выбрать ПОЖ тип I

При выборе ПОЖ тип I для проведения противообледенительной обработки воздушных судов гражданской авиации (деайсинга) и защиты от образования снежно-ледяных отложений (анти-айсинга) в условиях наземного обледенения эксплуатант обычно руководствуется основными физико-химическими показателями, указываемыми в технической документации. Насколько эти показатели влияют на качество противообледенительной обработки?

Содержание основного вещества (гликоля)

Зависимость температуры замерзания от концентрации гликоляИзвестно, что при росте концентрации гликоля в водно-гликолевом растворе температура замерзания сначала понижается и достигает минимума при концентрации гликоля 67%, а затем, при дальнейшем росте концентрации гликоля, снова повышается (см. рисунок). Это явление хорошо знакомо автомобилистам, которым приходится разбавлять тосол перед заливкой в систему охлаждения двигателя. Именно поэтому наилучшим защитным действием обладает ПОЖ с концентрацией гликоля 67%, а применение концентрированных жидкостей без разбавления ЗАПРЕЩЕНО. Следовательно, говорить о том, что ПОЖ с концентрацией 88% "работает" лучше, чем ПОЖ с концентрацией 67% - НЕЛЬЗЯ.

Температура замерзания

Температура замерзания не может служить критерием выбора, так как сильно зависит от метода измерения. Так, для водно-гликолевой смеси с содержанием гликоля 67% измерение по ГОСТ 18995.5-73 (используется в подавляющем большинстве отечественных лабораторий) даёт значение минус 59°С, а метод ASTM 1177-94 (предписанный стандартами SAE AMS 1424 “Deicing/Anti-Icing Fluid, Aircraft, SAE Type I” и ISO 11075:2007 “Aircraft – Deicing/anti-icing fluids – ISO Type I” на ПОЖ типа I) – только минус 36°С. Поэтому необходимо пользоваться другим показателем: температурным пределом применения (Тпп), в английской транскрипции – LOUT.

Тпп соответствует наименьшей температуре окружающего воздуха (Тов), выше которой допускается применение данного раствора ПОЖ с учетом температурного запаса Δt (относительно температуры замерзания (Тз) раствора ПОЖ) и с учётом температурного предела аэродинамической пригодности Тпап, который должен быть не выше Тпп. Температурный запас (Δt) – нормативная разница между температурой замерзания раствора ПОЖ и температурой окружающего воздуха, для ПОЖ тип I Δt = 10°С, для типов II и IV Δt = 7°С. В целом, Тпп ≥ Тз + (Δt) ≥ Тпап.

Например, для ПОЖ «Арктика ДГ» тип I Тпп для предотвращения обледенения равен минус 35°С (для высокоскоростных ВС) и минус 27°С (для низкоскоростных ВС). Тпп ПОЖ «Арктика ДГ» тип I, применяемой для деайсинга на первом этапе двухэтапной обработки ВС, равен минус 38°С и минус 30°С.
К счастью, при температурах ниже минус 30°С наземное обледенение практически не происходит вследствие незначительного содержания влаги в атмосферном воздухе.

Класс опасности

В определении класса опасности ПОЖ существует определённая путаница, поскольку классы опасности определяются отдельно в воздухе закрытой рабочей зоны и в атмосферном воздухе населенных мест, при этом также учитываются результаты экологических тестов на дафниях, кроликах, мышах, крысах и прочей лабораторной живности. В целом, каждая ПОЖ (независимо от марки и производителя) относится к 3-му классу опасности по воздуху рабочей зоны и к 4-му – по атмосферному воздуху населенных мест. Российский производитель обязан присвоить своей жидкости 3-й класс опасности (закон требует), иностранный может выставить более экологичный 4-й (и в этом есть резон: обработка воздушных судов ведётся на открытом воздухе). Поэтому в российских паспортах безопасности вещества (материала) на ПОЖ класс безопасности не выставляется, а оценивать опасность предлагается по ПДК основного вещества – гликоля. ПДКрз этиленгликоля – 5 мг/м3. На его основе делаются многие зарубежные жидкости; в названии обычно проставляется обозначение EG (Ethylene Glycol). ПДКрз диэтиленгликоля – 10 мг/м3. На его основе делаются Арктика ДГ и Арктика ДГ (91). Следовательно, Арктика ДГ в два раза более безопасна, чем, к примеру, жидкость на основе этиленгликоля.

Плотность

Плотность также не может служить критерием выбора, поскольку говорит нам только о том, сколько в концентрате основного вещества и воды (добавлять загустители в жидкости 1-го типа запрещено стандартами SAE AMS и ISO), а также какой гликоль применяется в данной ПОЖ: этиленгликоль, диэтиленгликоль или пропиленгликоль. Плотность никак не связана со временем удержания на крыле. Поэтому вместо этого следует воспользоваться показателем, который предлагается стандартом AMS – время защитного действия. Для жидкостей 1-го типа оно должно составлять не менее 3-х минут (противодействие капельной влаге) и не менее 20 минут (противодействие высокой влажности). Например, для ПОЖ "Арктика ДГ" тип I время защитного действия против капельной влаги (WSET) составляет 5 мин 2 с ± 19 с, против высокой влажности (HHET) 27 мин 59 с ± 1 мин 14 с.

Поверхностное натяжение

Стандартами SAE AMS 1424 “Deicing/Anti-Icing Fluid, Aircraft, SAE Type I” и ISO 11075:2007 “Aircraft – Deicing/anti-icing fluids – ISO Type I” на ПОЖ тип I оговорено, что значение поверхностного натяжения должно быть не более 40 мН/м. При таком значении гарантируется, что жидкость при любом разбавлении будет создавать равномерную защитную пленку без разрывов. Поверхностное натяжение ПОЖ "Арктика ДГ" тип I составляет 33-38 мН/м, точное значение на каждую партию указывается в паспорте.

"Арктика ДГ" и "Арктика" - в чём отличия?

ПОЖ "Арктика ДГ" тип I и ПОЖ "Арктика ДГ (91)" тип I на основе диэтиленгликоля (ДЭГ) разработаны и производятся только в ООО НПП Арктон (Нижнекамск). Жидкости полностью соответствуют требованиям SAE AMS 1424, ISO 11075:2007 и ГОСТ Р 54264-2010, прошли международную сертификацию, присутствуют в ежегодниках HOT Tables FAA USA и Transport Canada, допущены к применению для воздушных судов ГА РФ.

ПОЖ "Арктика" на основе моноэтиленгликоля (ЭГ) была разработана ВИАМ и ГосНИИ ГА в 1966 году. До недавнего времени производилась в ЗАО "НПО АвиаГСМ" (Московская обл.), ОАО "Нижнекамскнефтехим" (Нижнекамск), ОАО "Химпром" (Чебоксары), ОАО "Сибнефтехим" (Омск), ООО "Полиэфир" (Нижний Новгород) по ТУ 6-00-5763445-10-89. Существовали модификации этой жидкости: Арктика-200, Арктика-ОС2 и т.д.

ВАЖНО! ПОЖ "Арктика", "Арктика-200", "Арктика-ОС2" и другие не соответствуют требованиям SAE AMS 1424, ISO 11075:2007 и ГОСТ Р 54264-2010, не прошли международную сертификацию, не присутствуют в ежегодниках HOT Tables FAA USA и Transport Canada и не допущены к применению для воздушных судов ГА РФ.

 

Сравнительные характеристики ПОЖ "Арктика ДГ", "Арктика ДГ (91)" и других ПОЖ "Арктика"
Показатель Арктика ДГ и  Арктика ДГ (91) Арктика, Арктика-200 и т.д.
соответствие SAE AMS 1424 да нет
соответствие ISO 11075:2007 да нет
соответствие ГОСТ Р 54264-2010 да нет
международная сертификация да нет
наличие в ежегодниках FAA USA и Transport Canada да нет
допуск к применению для воздушных судов ГА РФ да нет

Заключение

При выборе ПОЖ тип I для проведения противообледенительной обработки рекомендуется пользоваться не критериями типа "содержание основного вещества",  "температура замерзания", "плотность", а требованиями ГОСТ Р 54264-2010, международными стандартами SAE AMS 1424 “De-icing/Anti-Icing Fluid, Aircraft, SAE Type I” и ISO 11075:2007 “Aircraft – Deicing/anti-icing fluids – ISO Type I” и нормативными документами российской и международной гражданской авиации. Только обработка противообледенительной жидкостью, сертифицированной по SAE AMS и ISO, создает необходимые условия для уверенного взлета воздушных судов в неблагоприятных погодных условиях.

Чистого неба, коллеги!

kodowanie html5 css, projektowanie stron internetowych , PSD2HTML, PSD HTML, proste strony www, cięcie PSD, tworzenie stron,